Период Камакура и первый сёгунат Японии

С 1156 по 1184 год Японией правил род Тайра. Во всяком случае, наибольшее количество чиновников и министров были именно из этого рода. И в 1180 году против диктата Тайра взбунтовался принц Мотихито, сын экс-императора Госиракава. Он был оскорблен тем, что Киёмори Тайра, нарушив порядок престолонаследования, возвел на трон своего внука Антоку, в то время как «по справедливости» императором должен был стать Монтихито. Принц издал декрет, открытым текстом называвший Киёмори мятежником и злодеем и прямо призывающий всех самураев Минамото, верных императорскому трону, выступить против узурпатора. Так началась пятилетняя война известная как война «Гэмпэй».

Гербы Минамото и Тайра.

На камоне Минамото изображён «Сасариндо» — мотив, соединяющий листья горечавки и бамбука. На комоне Тайра изображена «Агэха-тё» — бабочка махаон. Камон (яп. 家紋, «знак дома»), также мон (яп. , «знак»), монсё (яп. 紋章, монсё:, «родовое изображение») — в Японии — своего рода семейный герб

 


Интересный факт: Война Гэмпэй получила свое название по сочетанию иероглифов, обозначающих кланы Минамото и Тайра – «源平合戦».


Монтихито начал своё восстание в столичной провинции – Хэйан-кё, ныне этот город известен как Киото. Изначально война представляла из себя попытку императорской династии вырвать власть из рук рода Тайра, главой которого на тот момент был Тайра Киёмори. Однако вскоре война переросла в конфликт между кланами самураев. Ответвления рода Минамото и Тайра беспорядочно воевали между собою. Например, многие ответвления рода Тайра выступили против клана Исэ, который также принадлежал к этому роду, а вожди самих Минамото сражались друг с другом гораздо ожесточеннее чем с Тайра.
Первое сражение произошло на реке Удзи, который располагается недалеко от города Киото. Кланы Минамото получили поддержку от монахов-воителей из буддийских храмов города Нара, однако, превосходство клана Тайра всё равно было подавляющим. Союзники были вынуждены оставить Киото и отступить за речку Удзи, а затем дать бой, используя реку как естественный рубеж обороны.


«Хэйкэ Моноготари» одно из самых значительных и ярких произведений в жанре гунки («военные эпопеи»), составленное между 1221 и 1371 годами, повествует о многих легендарных героях битвы на реке Удзи. Например, о монахе Цуцуи-но Дзёмё Мэйсю из храма Мии.
«Могучим голосом он назвал своё имя: “Вы уже наслшаны обо мне, теперь можете меня и увидеть. Я – Цуцуи-но Дзёмё Мэйсю из храма Мии. Это обо мне говорят, что я один стою тысячи войнов. Так подходите же ко мне и посмотрите, что из этого выйдет.”  Если верить легендам, он в том сражении он убил 26 самураев Тайра, и вышел невредимым из боя, хотя из его доспехов торчали 63 вражеские стрелы.
Не в силах переправится через реку Удзи, Тайра упали духом. Часть командиров Тайра предлагала совершить восьмидесятикилометровый обходной марш до другой переправы, но один из военачальников вскоре смог найти брод и с тремя сотнями своих воинов сумел наладить переправу. Армия Тайра перешла через реку, и вынудила Минамото оставить свои позиции и отступить. Генералы Минамото Ёримаса и его сын Накацуна совершили сэппуку, не желая сдаваться. Принц Монтихито смог бежать, однако позже был застрелен лучниками врага.
Тайра были жестоки с мятежниками. Головы Монтихито, Ёримаса и его сыновей были выставлены напоказ в Киото. Против монахов, помогавших Минамото, была отправлена сорокатысячная армия, котрую возглавлял сын Тайры Киёмори – Сигэхира, получивший печальную известность, так как он сжёг две крупнейших святыни – храмы Кофукудзи и Тодайдзи, которым покровительствовал сам Император.

Но главное внимание авторов сказаний направлено на изображение судьбы Тайра, и прежде всего судьбы военачальника Киёмори, стоявшего во главе рода Тайра в период их наибольшего расцвета и славы. Род Тайра, хотя и происходил от одной из ветвей императорского дома, долгое время не был близок ко двору. Однако Киёмори сыграл главную роль в подавлении первых же выступлений против двора, в которых участвовали и Минамото, в частности, смуты Сисигатани. Военная удача привела его к власти и, по образному выражению автора «Хэйкэ моногатари», он «зажал в своей ладони Поднебесную четырёх морей» (то есть Японию).

 

Тайра Киёмори.

Эти мятежи и возвышение Тайра описаны в двух первых сказаниях — «Хогэн-моногатари» и «Хэйдзи-моногатари». И в самом крупном из сказаний, «Хэйкэ моногатари», из составляющих его двенадцати (в других вариантах — тринадцати) свитков шесть посвящено рассказу о жизни и смерти Киёмори.

Киёмори занимает пост канцлера, и дом Тайра за недолгий срок превращается в такую силу, перед которой склоняют головы другие феодалы и сам император. Проходит время, и Киёмори, обойдя законного наследника, возводит на престол своего малолетнего внука. Неудивительно, что непомерно растут упоение властью, гордыня возвысившегося рода. «Человек ничего не стоит, если не принадлежит к дому Тайра» — эти слова, слетевшие с уст одного из Тайра, стали ходячей поговоркой в те времена.

Автор «Хэйкэ-моногатари» рисует гигантскую фигуру Киёмори с его неудержимыми страстями и неописуемой храбростью, о которой в воинской массе ходили легенды. Киёмори — типичное порождение своего времени, политический и военный деятель современного ему мира. Он — олицетворённая воля к власти, человек необузданный в желаниях, надменный даже в отношениях с приближенными, неумолимо жестокий с врагами рода, с Минамото. В ослеплении властью он замахивается на религиозные святыни: предает огню храмовый комплекс Мии-дэра, приказывает усмирить монахов Нары, что приводит к пожару, в результате которого был уничтожен храм Тодай-дзи (Великий храм Востока) и погибла находящаяся в нём огромная статуя Будды, драгоценное наследие отошедшей эпохи. В 1181 г. Киёмори умирает, и тотчас же начинает идти под уклон судьба гордых Тайра. Они вынуждены покинуть столицу Киото, затем терпят поражение от дружин Минамото в битве при Ити-но-тани, а год спустя, в 1185 г., последние Тайра вместе с малолетним императором находят свою гибель в водах бухты Дан-но-ура, в Симоносэкском проливе.

Одна из иллюстраций к «Хэйкэ Моноготари»


Покончив с мятежниками, Тайра Киёмори решил окончательно уничтожить клан Минамото. Он приказал убить Минамото Ёритомо, старшего из оставшихся в живых сыновей поверженного в 1160 году. К тому моменту Ёритомо жил в ссылке в провинции Идзу, где он уже успел породниться с родом своих надзирателей, родом Ходзё, восточным ответвлением рода Тайра. Он женился на красавице Масако, дочери главы клана Ходзё Токимаса. Ёритомо был доволен своим положением, но затем один из его друзей по ссылке, монах Монгаку Сёнин, передал ему череп его отца и призвал к мести.
Услышав о смерти своего отца Ёритомо бежал из ссылки с небольшим отрядом. На него началась настоящая охота, но он всё-таки смог добраться до деревни Камакура, традиционной вотчины Минамото в Канто, и там основательно укрепиться.

Минамото Ёритомо.


В это же время восстал Минамото Ёсинака. И уже в 1182 году, отряды Ёсинка состоявшие из его верных вассалов, воинственных восточных самураев, были в окрестностях Киото. Многие восприняли это бедствие как знаком того, что боги отвернулись от дома Тайра.
Тем временем Тайра собрали огромную армию, куда были призваны все, кто мог держать оружие в руках. Командовать армией поручили Тайра Корэмори, который был слабо осведомлён в искусстве ведения войны. Он даже не позаботился обеспечить свою армию продовольствием, а его войска состояли из крестьян, которые стали разбегаться сразу же после начала движения армии.
Ёсинака же, используя хитроумную тактику вскоре измотал противника и загнал его в западню в ущелье Курикара, где войска Тайра потерпели сокрушительное поражение.
Новости о поражениях достигли столицы, и Тайра покинули её, сжигая свои резиденции и другие здания. Вскоре войска Ёсинаки с триумфом вошли в Киото, а трон занял его ставленник экс-император Госиракава.
Войска Ёсинаки были встречены жителями столицы, как освободители от режима надменных Тайра. Однако вскоре выяснилось, что освободители ещё хуже, чем Тайра. Жителям столицы, жестоко пострадавшим от голода, приходилось содержать за свой счёт всё войско Минамото. В свою очередь, войны армии Ёсинака вели себя по-мародерски: они грабили, убивали, сжигали дома. Сам Ёсинака тоже не отличался приличиями. Будучи жителем «восточных земель», он ел не аккуратно, не умел красиво сесть в паланкин или выйти из него, его речь была груба и ранила слух столичных аристократов. Стоит вспомнить, что однажды Тайра даже отрубили головы посланникам Ёсинака, за то, что те передали послание от Ёсинаке в грубом и вульгарном стиле. Титул «сёгун – Восходящее солнце», который ему даровал император, перестал устраивать Ёсинаку и тот стал размышлять вслух, а не провозгласить ли ему самого себя «новым императором».
Но военная удача оставила Ёсинаку, войска, посланные вдогонку за оставшимися Тайра были разбиты, а вскоре стало известно, что против него из Камакуры идёт войско, возглавляемое младшими братьями Ёритомо - Минамото Ёсицунэ и Манамото Нориёри.
Ненависть между Ёритомо и Ёсинака была столь велика, что последний даже попытался заключить союз с Тайра. Но те ответили ему лишь презрительным отказом: они предложили ему явится с повинной на суд предыдущего императора – Антоку, который был по происхождению Тайра. Фактический Антоку и оставался императором, ведь при отступлении Тайра забрали свешенные регалии императора с собою.
Вскоре, в 1184 году, камакурское войско захватило Киото, Ёсинака погиб, а его войско разбежалось. Внутренний враг пал, и Ёритомо, сплотивший под своими знамёнами войска Минамото, смог бросить все свои силы на войну с оставшимися Тайра.
Закончив войну Ёритомо не стал перебираться в Киото. Он опасался, что жизнь в столице отрицательно скажется на его войнах. Поэтому он решил оставить свою резиденцию в Камакура, основав там новое правительство, получившее название бакуфу – «полевой штаб». Правительство, состоявшее из самураев, управляло самураями и самурайским сословием в целом.
Император тем временем остался проживать в Киото. Несмотря на то, что Минамото Ёритомо продолжал оказывать знаки почести и уважения императору, все понимали, что императора заменят на более покладистого монарха если тот, начнёт своевольничать.
В 1192 году экс-император Госиракава скончался, и на трон был посажен его внук, 13-летний Го-Тоба. Ёритомо, желающий получить ещё больше славы, настоял на том, чтобы новый император наградил его титулом сёгуна. После этого титул «сёгун» стал наследственным. Чёткого порядка наследования не было – сёгун сам назначал преемника из числа своих сыновей, или если по каким-то причинам у него отсутствовали сыновья, усыновлял детей из других ветвей рода.
Первое время сёгунат правил жёстко, но справедливо, во всяком случае для той эпохи. Потомки клана Тайра потихоньку уничтожались вместе с прочими неугодными новому правительству людьми. Споры о земельных владениях решались очень быстро и не предвзято, мятежи подавлялись мгновенно. Однако через некоторое время Ёритомо захватила маниакальная подозрительность, присущая многим людям, долгое время находящимся у власти. Он стал подозревать своих родственников в различных заговорах, и чтобы предотвратить малейшие попытки перехватить бразды правления, большинство родственником было казнено. Ёритомо лишил свой клан всех талантливых полководцев и других деятелей, тем самым он не оставил после себя достойных наследников, и когда, в 1199 году, из-за падения с лошади, он умер, власть перешла в руки клана Ходзё. Однако ни один член клана Ходзё так и не стал сёгуном. Фактический клан был наделён такой властью, что вплоть до 1333 года они могли менять или назначать по своему желанию не только сёгунов, но и императоров.

 

Карта сражений между Минамото и Тайра.


Период Камакура был эпохой междоусобных войн, ростом власти сословия самураев. В этот период в Японии, благодаря поддержке императоров, укрепился жёсткий китайский дзен буддизм, известный как «монастырский дзен». Также из-за укрепления власти буси культурные центры переместились в буддийские монастыри. В искусстве начали ценить таинственную красоту югэн(幽玄). Этот стиль описывается, как поиск интуитивного, предполагаемого восприятия сущности объекта, символическое восприятие явления природы или прообраза произведения. Юген выражает впечатления и чувства, испытываемые человеком, который созерцает лунный свет, струящийся сквозь дымку проплывающего облака, или когда он любуется кружением снежинок, сверкающих подобно серебру. Получили распространение портреты буддийских жрецов, которые представляли в своём большинстве переработку аналогичных китайских картин, с изображениями буддийских лидеров.Сам город Камакура известен бронзовой статуей Дайбуцу — Великого Будды, второй по величине в Японии (первая находится в Нара). Её высота — 11,4 м, вес — 93 тонны. Будда сидит под открытым небом, зеленые холмы создают прекрасный фон. Статуя была отлита в 1252 году.