История влияния европейского течения на японских дизайнеров

Уже первые контакты с посланцами Европы оказали огромное влияние на развитие Японского государства. Шок был настолько сильным, что это стало поистине переломным моментом в новой истории Японии. Страна, как губка, впитывала все иностранное. Несмотря на настойчивые напоминания властей о целесообразности сохранения древних традиций, о национальных культурных ценностях, японцы стремились как можно скорее ввести в свой быт западные новинки. Речь шла не только о новой моде в одежде, питании, новых принципах школьного образования. Дело было даже не в поистине революционных преобразованиях, порожденных прогрессивными технологиями Запада, не в науках, открывших японцам глаза на строение мира, космоса и человеческого организма. Изменился сам подход к жизни, ее философия. 

История формирования национального костюма 

История японского костюма тесно связана с общественно-политическим и экономическим развитием общества. Процесс формирования японского костюма можно разделить на пять основных периодов. 
Первый: с древности до XII в. Это период появления основных форм одежды и формирования на их основе аристократического костюма. Второй: с XIII до середины XVI в. процесс формирования самостоятельной культуры военного сословия до проникновения в Японию европейцев. Третий: с середины XVI до середины XIX в. (включает короткий период контактов с иностранцами и период изоляции Японии). Четвертый: с середины XIX в. до 1940-х годов (процесс распространения в Японии европейского костюма). Пятый: с 40-х годов ХХ в. до наших дней. Этот период характеризуется выходом Японии на рынок производителей европейской одежды. 
Ансамбль японского костюма, который принято считать национальным, сложился именно к 40-м годам ХХ в. Дальнейшее развитие одежды в Японии стало частью общемировой истории костюма. 
Японцы и японки периода Яёй (V век до н.э. – IV век н.э.) ходили в шелковых и конопляных нарядах под названием кину (от яп.
– шелк). Это были длинные, перехваченные поясом рубашки с рукавами, подвязанными у запястий и локтей

Кину (от яп. )

Мужчины надевали к ним свободные хакама (от яп. – длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку или шаровары) , а женщины – распашные мо (от яп.– плиссированные юбки) . Именно в эту эпоху началась активная торговля Японии с Китаем и другими странами. Японцы заимствовали у соседей образцы их национальной одежды. Китайская мода была настолько сильна, что ношение чиновниками «мешковатых одеяний с высокими разрезами с двух сторон» было установлено законом. 

Хакама (от яп. )

 

Мо (от яп.)


Благодаря контактам с соседними государствами – Кореей, Китаем, Бохаем, Индонезией в Японии появлялись новые ткани и виды одежды. Заимствования стали базой для творчества: никогда не оставаясь в первозданном виде, они изменялись и затем входили в традицию. Огромный пласт материковой культуры, перенесенный в Японию, трансформировался под влиянием древних японских традиций, верований, эстетических представлений, а также местного быта и климата. В результате этого синтеза появилась своеобразная национальная культура костюма. 
В период Дзёмон (13 тыс. лет до н. э. – III век до н. э.) и Яёй (III в. до н.э. – III в. н. э) в основном развивались технологии получения сырья для ткачества и окрашивания готовых тканей. Большинство технологических процессов были завезены из близлежащих территорий Южной и Восточной Азии. Плетение, вязание и отбеливание заимствованы из стран ЮВА, а контакты с Китаем дали Японии не только поливное рисоводство, но и ткацкий станок с челноком. Что касается технологий окрашивания тканей, то они появились в основном на Японских островах. Изначально окрашивание выполняло не столько декоративную функцию, сколько охранительную, т.к. в качестве красителей использовали лекарственные растения, которые наделялись магическими свойствами, поэтому полученный из них цвет приобретал особое значение. 
Под влиянием японского характера, культуры и климата чужеземные наряды постепенно менялись. В VIII веке, с переездом императорского двора в новую столицу Хэйан (Киото), в противовес иноземной моде появился многослойный стиль кокуфу (от яп. – こくふ). Мужчины носили длиннополые одеяния сокутай (от яп. 束帯– официальный мужской костюм с широкими рукавами), а женщины облачались в целый каскад из кимоно (от яп. 着物 – традиционная одежда) : одно кимоно надевалось поверх другого так, чтобы из-под верхней одежды выглядывали края всех нижних слоев. 

 

 Сокутай (от яп. 束帯)

Официальное кимоно (от яп. 着物)


Переход к японскому стилю выразился в чрезмерной многослойности одежды, что было вызвано несколькими факторами: высоким положением аристократии, упадок которой был уже близок, и творческим поиском национальных эстетических принципов. На основе буддизма сформировалась символика орнаментов, на основе синтоизма – символика цвета, сезонность цвета и дизайна, а также обычаи и обряды, связанных с одеждой. Мужской и женский костюмы состояли из большого числа деталей, однако к XI в. они сильно упрощаются. Итогом периода Хэйан стало появление прототипа национального костюма – халата косодэ (от яп. 小袖– кимоно, ранее считавшееся нижним бельём) с узкими рукавами.